Рабочая программа по ОПК

МАОУ «Верхнедубровская средняя общеобразовательная школа»
ПРИЛОЖЕНИЕ
к

основной

программе

образовательной

начального

общего

образования

Рабочая программа
по ОРКСЭ учебный модуль
«Основы православной культуры»
4 класс
(начального общего образования, подготовлена в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования)
Срок реализации – 1 год

СОСТАВИТЕЛЬ ПРОГРАММЫ
учитель Фомина А.С.
(Ф.И.О. учителя)

Верхнее Дуброво
2021 г.

Планируемые результаты освоения обучающимися данной программы
Предметные результаты:
Выпускник научится:
– раскрывать содержание основных составляющих православной христианской культуры,
духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места,
сооружения,ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы
отношений междулюдьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);
-ориентироваться в истории возникновения православной христианской религиозной
традиции, истории ее формирования в России;
-на примере православной религиозной традиции понимать значение традиционных
религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в
истории России;
–излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей
и общества;
–соотносить нравственные формы поведения с нормами православной христианской
религиозной морали;
–осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в
диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по
выбранным темам.
Выпускник получит возможность научиться:
–развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное
самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для
российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;
–устанавливать взаимосвязь между содержанием православной культуры и поведением
людей, общественными явлениями;
–выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных
традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;
-акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах человеческого
поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего
образования.
Личностные результаты
У выпускника будут сформированы:
-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе,
ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия
образца «хорошего ученика»;
-широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные,
учебно­познавательные и внешние мотивы;
-учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения
новой задачи;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям
конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других
людей;
-способность к оценке своей учебной деятельности;
-основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме
осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства
сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности
человека за общее благополучие;
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и
поступков окружающих людей;
-знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
-развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального
поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
-установка на здоровый образ жизни;

-основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность
следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного,
здоровьесберегающего поведения;
-чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и
отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
-внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к
образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в
преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа
оценки знаний;
-выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;
-устойчивого учебно­познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
-адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
-положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия
успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
-компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и
деятельности;
-морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных
дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и
чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим
требованиям;
-установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;
-осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как
значимую сферу человеческой жизни;
-эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им,
выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их
благополучия.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Выпускник научится:
-принимать и сохранять учебную задачу;
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем;
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации, в том числе во внутреннем плане;
-учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной
оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и
других людей;
-различать способ и результат действия;
-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и
учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания
нового, более совершенного результата.
Выпускник получит возможность научиться:
-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
-преобразовывать практическую задачу в познавательную;
-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном
материале;

-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату
и поспособу действия, актуальный контроль на уровне произвольного
внимания;
-самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые
коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные
Выпускник научится:
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая
электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе
контролируемом пространстве сети Интернет;
-осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об
окружающеммире и о себе самом, в том числе с помощью
инструментов ИКТ;
-использовать знаково­символические средства, в том числе модели (включая
виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
-строить сообщения в устной и письменной форме;
-основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов,
выделятьсущественную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь
текстов);
-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и
несущественныхпризнаков;
-устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его
строении,свойствах и связях;
-обобщать, т.е.осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда
иликласса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов,
выделения существенных признаков и их синтеза;
-устанавливать аналогии;
-владеть рядом общих приемов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек исети Интернет;
-записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью
инструментовИКТ;
-создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий;
-осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и
восполняя недостающие компоненты;
-осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно
выбираяоснования и критерии для указанных логических операций
-строить логическое рассуждение, включающее установление
причинно­следственныхсвязей;
-произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.
Коммуникативные
Выпускник научится:
-адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для
решенияразличных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание

(в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть
диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и
инструменты ИКТ и дистанционного общения;
-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и
взаимодействии;
-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числев ситуации столкновения интересов;
-строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и
видит,а что нет;
-задавать вопросы;
-контролировать действия партнера;
-использовать речь для регуляции своего действия;
-адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть
диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
-учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от
собственной;
-учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
-аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
-продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета
интересов ипозиций всех участников;
-с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать
партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной
деятельности исотрудничества с партнером;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
-адекватно использовать речевые средства
Содержание учебного предмета.
Основы православной культуры
Россия – наша Родина.
Введение в православную духовную традицию. Культура и религия. Во что верят
православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило
нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность.
Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни.
Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески,
церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники.
Христианская семья и её ценности.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.

Учебно-тематический план
№
раздела

Наименование
разделов

1

Знакомство с
новым предметом
Введение в
православную
культуру
Храм – дом Божий
на земле
Православные
праздники.
Жизнь по
заповедям
Резерв
Итого

2

3
4
5
6

Всего
2

Количество часов
Теоретическ Экскурсии.
ие занятия
2

10

9

1

7

7

3

7

7

6

3

2
34

2
30

Защита
проектов

3

3

3

Календарно-тематическое поурочное планирование
.
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24

Тема раздела
Знакомство с
новым
предметом
Введение в
православную
культуру

Дата
план
факт

Тема

Россия -наша родина
Духовные ценности человечества. Культура.
Религия.
Колокола
Православный храм
Экскурсия "Храмы Петергофа"
Самые известные храмы России
Как христианство прришло на Русь.
Православие.
Жизнь Иисуса Христа.
Библия и Евангелие.Святые
равноапостльные Кирилл и Мефодий.
Не совсем обычный урок.
О душе.
О душе.
Храм – дом
Как вести себя в православном храме
Божий на
Значение храма в жизни православных
земле
верующих
Православная молитва
Фреска и икона
Отличие иконы от картины
Образ Христа в искусстве
Православные традиции и семейные
ценности. Семья - малая церковь
Православные Календарный год в православии.
праздники.
Рождество. Крещение.
Пасха
Чудо. Таинства.
Христианские заповеди. Совесть.

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24

25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Жизнь по
заповедям

Любовь в понимании православных
25
христиан
Не совсем обычный урок. Прощение.
26
Жизнь преподобного Серафима Саровского. 27
Доброта.
Житие Святителя Николая Чудотворца.
28
Жизненный подвиг Сергия Радонежского.
29
Трудолюбие.
Защита проектов.
30
Защита проектов.
31
Защита проектов.
32
33
Резерв.
34
Резерв.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».