annot_istor

Аннотация к рабочей программе по учебному предмету «Истории
России. Всеобщей Истории»
Данная рабочая программа разработана в соответствии со следующими
документами:
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.12.2010 года N 1897 «Об утверждении и введении в действие
федерального государственного стандарта основного общего образования»;
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
29.12.2014 № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17.12. 2010 г. № 1897 «Об
утверждении и введении Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования»;
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный
приказом п Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.12. 2010 г. № 1897
• Примерной основной образовательной программы основного общего
образования (Одобрена Федеральным учебно-методическим объединением
по общему образованию Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
При составлении рабочей программы учтены основные идеи и
положения Программы формирования и развития универсальных учебных
действий на уровне основного общего образования в школе.
Целью школьного исторического образования является формирование
у учащегося целостной картины российской и мировой истории,
учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания
современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа,
его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование
личностной позиции по основным этапам развития российского государства
и общества, а также современного образа России. Современный подход в
преподавании истории предполагает единство знаний, ценностных
отношений и познавательной деятельности школьников. Основные задачи
изучения истории в школе:
• формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской,
этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в
окружающем мире;
• овладение учащимися знаниями об основных этапах развития
человеческого общества с древности до наших дней, при особом внимании к
месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
• воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему
Отечеству многонациональному Российскому государству, в соответствии с
идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе
демократических ценностей современного общества;
• развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в
различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и

настоящего, рассматривать события в соответствии с принципом историзма,
в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
• формирование у школьников умений применять исторические знания
в учебной и внешкольной деятельности, в современном поликультурном,
полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Структурно предмет «История» включает учебные курсы по всеобщей
истории и истории России. Знакомство обучающихся при получении
основного общего образования с предметом «История» начинается с курса
всеобщей истории. Изучение всеобщей истории способствует формированию
общей картины исторического пути человечества, разных народов и
государств, преемственности исторических эпох и непрерывности
исторических процессов. Преподавание курса должно давать обучающимся
представление о процессах, явлениях и понятиях мировой истории,
сформировать знания о месте и роли России в мировом историческом
процессе. Курс всеобщей истории призван сформировать у учащихся
познавательный интерес, базовые навыки определения места исторических
событий во времени, умения соотносить исторические события и процессы,
происходившие
в
разных
социальных,
национально-культурных,
политических, территориальных и иных условиях. В рамках курса всеобщей
истории обучающиеся знакомятся с исторической картой как источником
информации о расселении человеческих общностей, расположении
цивилизаций и государств, местах важнейших событий, динамики развития
социокультурных, экономических и геополитических процессов в мире. Курс
имеет определяющее значение в осознании обучающимися культурного
многообразия мира, социально-нравственного опыта предшествующих
поколений; в формировании толерантного отношения к культурноисторическому наследию народов мира, усвоении назначения и
художественных достоинств памятников истории и культуры, письменных,
изобразительных и вещественных исторических источников. Курс дает
возможность обучающимся научиться сопоставлять развитие России и
других стран в различные исторические периоды, сравнивать исторические
ситуации и события, давать оценку наиболее значительным событиям и
личностям мировой истории, оценивать различные исторические версии
событий и процессов. Курс отечественной истории является важнейшим
слагаемым предмета «История». Он должен сочетать историю Российского
государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную
историю (прошлое родного города, села). Такой подход будет способствовать
осознанию школьниками своей социальной идентичности в широком спектре
– как граждан своей страны, жителей своего края, города, представителей
определенной этнонациональной и религиозной общности, хранителей
традиций рода и семьи. Важная мировоззренческая задача курса
отечественной истории заключается в раскрытии как своеобразия и
неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами
мировой истории. Это достигается с помощью синхронизации курсов
истории России и всеобщей истории, сопоставления ключевых событий и

процессов российской и мировой истории, введения в содержание
образования элементов региональной истории и компаративных
характеристик. Патриотическая основа исторического образования имеет
цель воспитать у молодого поколения гордость за свою страну, осознание ее
роли в мировой истории. При этом важно акцентировать внимание на
массовом героизме в освободительных войнах, прежде всего Отечественных
1812 и 1941-1945 гг., раскрыв подвиг народа как пример гражданственности
и самопожертвования во имя Отечества. Вместе с тем, позитивный пафос
исторического сознания должна создавать не только гордость военными
победами предков. Самое пристальное внимание следует уделить
достижениям страны в других областях. Предметом патриотической
гордости, несомненно, является великий труд народа по освоению
громадных пространств Евразии с ее суровой природой, формирование
российского
общества
на
сложной
многонациональной
и
поликонфессиональной основе, в рамках которого преобладали начала
взаимовыручки, согласия и веротерпимости, создание науки и культуры
мирового значения, традиции трудовой и предпринимательской культуры,
благотворительности и меценатства.
Россия – крупнейшая многонациональная и поликонфессиональная
страна в мире. В связи с этим необходимо расширить объем учебного
материала по истории народов России, делая акцент на взаимодействии
культур и религий, укреплении экономических, социальных, политических и
других связей между народами. Следует подчеркнуть, что присоединение к
России и пребывание в составе Российского государства имело
положительное значение для народов нашей страны: безопасность от
внешних врагов, прекращение внутренних смут и междоусобиц, культурное
и экономическое развитие, распространение просвещения, образования,
здравоохранения и др.
Одной из главных задач школьного курса истории является
формирование гражданской общероссийской идентичности, при этом
необходимо сделать акцент на идее гражданственности, прежде всего при
решении проблемы взаимодействия государства и общества. С этим связана
и проблема гражданской активности, прав и обязанностей граждан,
строительства гражданского общества, формирования правового сознания.
Следует уделить внимание историческому опыту гражданской
активности, местного самоуправления (общинное самоуправление, земские
соборы, земство, гильдии, научные общества, общественные организации и
ассоциации, политические партии и организации, общества взаимопомощи,
кооперативы и т. д.), сословного представительства. Необходимо увеличить
количество учебного времени на изучение материалов по истории культуры,
имея в виду в первую очередь социокультурный материал, историю
повседневности, традиций народов России. Культура не должна быть на
периферии школьного курса отечественной истории. Школьники должны
знать и понимать достижения российской культуры Средневековья, Нового
времени и ХХ века, великие произведения художественной литературы,

музыки, живописи, театра, кино, выдающиеся открытия российских ученых и
т. д. Важно отметить неразрывную связь российской и мировой культуры.
Концептуально важно сформировать у учащихся представление о процессе
исторического развития как многофакторном явлении. При этом на
различных стадиях исторического развития ведущим и определяющим могут
быть
либо
экономические,
либо
внутриполитические
или
внешнеполитические факторы.
Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной
истории в качестве наиболее оптимальной предложена модель, при которой
изучение истории будет строиться по линейной системе с 5 по 10 классы. За
счет более подробного изучения исторических периодов обучающиеся
смогут как освоить базовые исторические категории, персоналии, события и
закономерности, так и получить навыки историографического анализа,
глубокого проблемного осмысления материалов (преимущественно в ходе
изучения периодов истории Нового и Новейшего времени), сравнительного
анализа.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».