РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Химия. Базовый уровень» для обучающихся 7-Г/Б класса Составитель: Захарова Елена Сергеевна 2023 СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ Глава I. Предмет химии и методы её изучения Предмет химии. Значение химии в жизни современного человека. Тела и вещества. Свойства веществ. Применение веществ на основе их свойств. Явления, происходящие с веществами. Физические явления и химические реакции. Вещества, участвующие в реакции: исходные вещества и продукты реакции. Признаки химических реакций: изменение цвета, выпадение или растворение осадка, выделение газа, выделение или поглощение теплоты и света, появление запаха. Наблюдение и эксперимент в химии. Изучение пламени свечи и спиртовки. Гипотеза и вывод. Оформление результатов эксперимента. Практическая работа. Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности при работе в кабинете (лаборатории) химии. Демонстрации. Видеофрагменты и слайды «Египет — родина химии». Коллекция стеклянной химической посуды. Коллекция изделий из алюминия и его сплавов. Получение углекислого газа и его взаимодействие с известковой водой. Взаимодействие раствора пищевой соды с уксусной кислотой. Взаимодействие растворов медного купороса и нашатырного спирта. Поджигание шерстяной нити. Лабораторные опыты. Изучение строения пламени свечи и спиртовки. Глава II. Строение веществ и их агрегатные состояния Строение веществ. Броуновское движение. Диффузия. Атомы. Молекулы. Основные положения атомно-молекулярного учения. Ионы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Агрегатные состояния веществ. Газы. Жидкости. Твёрдые вещества. Взаимные переходы между агрегатными состояниями вещества: возгонка (сублимация) и десублимация, конденсация и испарение, кристаллизация и плавление. 2 Демонстрации. Диффузия перманганата калия в воде. Собирание прибора для получения газа и проверка его на герметичность. Возгонка сухого льда, иода или нафталина. Лабораторные опыты. Наблюдение за броуновским движением (движение частиц туши в воде). Диффузия компонентов дезодоранта в воздухе. Диффузия сахара в воде. Агрегатные состояния воды. Глава III. Смеси веществ, их состав Чистые вещества и смеси. Чистые вещества и смеси. Гомогенные и гетерогенные смеси. Газообразные, жидкие и твёрдые смеси. Газовые смеси. Воздух — природная газовая смесь. Состав воздуха. Объёмная доля компонента газовой смеси как отношение объёма данного газа к общему объёму смеси. Расчёты с использованием понятия «объёмная доля компонента смеси». Массовая доля растворённого вещества. Понятие о концентрации раствора. Массовая доля растворённого вещества как отношение массы растворённого вещества к массе раствора. Расчёты с использованием понятия «массовая доля растворённого вещества». Практическая работа. Приготовление раствора с определённой массовой долей растворённого вещества. Массовая доля примеси. Понятие о техническом образце, об основном компоненте и о примеси. Массовая доля примеси. Расчёты с использованием понятия «массовая доля примеси». Демонстрации. Различные образцы мрамора. Коллекция минералов и горных пород. Видеофрагмент по обнаружению объёмной доли кислорода в воздухе. Видеофрагменты и слайды мраморных артефактов. Коллекция бытовых, кондитерских и медицинских смесей. Образцы медицинских и пищевых растворов с указанием массовой доли компонента. Видеофрагменты и слайды изделий из веществ особой чистоты. 3 Глава IV. Физические явления в химии Некоторые способы разделения смесей. Разделение смесей на основе различий в физических свойствах их компонентов. Отстаивание и декантация. Центрифугирование. Фильтрование в лаборатории, в быту и на производстве. Фильтрование и фильтрат. Установка для фильтрования и правила работы с ней. Бытовые фильтры для воды. Адсорбция. Устройство противогаза. Дистилляция, или перегонка. Дистиллированная вода и её получение. Перегонка нефти. Нефтепродукты. Практическая работа. Выращивание кристаллов соли (домашний эксперимент). Практическая работа. Очистка поваренной соли. Демонстрации. Разделение смеси порошков железа и серы. Отстаивание и декантация известкового молока, или взвеси мела в воде. Разделение водной смеси растительного масла с помощью делительной воронки. Центрифугирование (на центрифуге или с помощью видеофрагмента). Коллекция слайдов бытовых и промышленных приборов, в которых применяется центрифугирование. Установка для фильтрования и её работа. Коллекция бытовых фильтров. Адсорбция кукурузными палочками паров пахучих веществ. Коллекция повязок и респираторов. Установка для перегонки жидкостей и её работа (получение дистиллированной воды). Видеофрагмент «Ректификационная колонна нефтеперерабатывающего завода и схема её устройства». Коллекция «Нефть и нефтепродукты». Лабораторные опыты. Флотация серы из смеси с речным песком. Глава V. Состав веществ. Химические знаки и формулы Химические элементы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Химический элемент как определённый вид атомов. Химические элементы в природе. Элементный состав планеты Земля и её геологических 4 оболочек. Простые и сложные вещества. Аллотропия и аллотропные модификации. Химические знаки и химические формулы. Химические символы, их произношение и названия. Этимологические начала названий химических элементов. Таблица химических элементов Д. И. Менделеева и её структура: периоды (большие и малые) и группы (главные и побочные подгруппы). Отдельные группы химических элементов: щелочные металлы, галогены, благородные газы. Химические формулы и формульные единицы. Коэффициенты и индексы. Информация, которую несут химические символы и формулы. Относительные атомная и молекулярная массы. Относительная атомная масса как величина, показывающая, во сколько раз масса атома данного элемента больше массы атома водорода. Относительная молекулярная масса и её нахождение. Массовая доля элемента в сложном веществе. Дополнительная информация, которую несут химические формулы. Демонстрации. Видеофрагменты и слайды «Элементный состав геологических оболочек Земли». Аллотропия кислорода. Модели (шаростержневые и Стюарта—Бриглеба) молекул различ- 11 ных простых и сложных веществ. Таблица химических элементов Д. И. Менделеева (короткопериодный вариант). Портреты Й. Я. Берцелиуса и Д. И. Менделеева. Глава VI. Простые вещества Металлы. Металлы: химические элементы и простые вещества. Металлы и сплавы в истории человечества: медный, бронзовый и железный века. Значение металлов и сплавов. Общие физические свойства металлов. Представители металлов. Железо. Технически чистое и химически чистое железо. Железо — основа современной промышленности и сельского хозяйства. Сплавы железа: чугуны и стали. Передельный и литейный чугуны, их значение. Углеродистая и легированная стали, их значение. Понятие о чёрной и цветной металлургии. 5 Алюминий. История промышленного производства алюминия. Применение алюминия на основе свойств. Золото. Роль золота в истории человечества. Золото — металл ювелиров и эталон мировых денег. Применение золота на основе свойств. Олово, его свойства и применение. Аллотропия олова: серое и белое олово. «Оловянная чума». Неметаллы. Положение элементов-неметаллов в таблице Д. И. Менделеева. Благородные газы. Аллотропия кислорода. Сравнение свойств простых веществ металлов и неметаллов. Представители неметаллов. Фосфор и его аллотропные модификации. Сравнение свойств белого и красного фосфора. Области применения фосфора. Сера и области её применения. Углерод, его аллотропные модификации (алмаз и графит), их свойства и применение. Азот, его свойства и применение. Демонстрации. Коллекция металлов и сплавов. Видеофрагменты и слайды «Металлы и сплавы в истории человечества». Коллекция «Чугуны и стали». Видеофрагменты и слайды «Художественные изделия из чугуна и стали». Коллекция изделий из алюминия и его сплавов. Видеофрагменты и слайды «Золото — материал ювелиров и мировые деньги». Коллекция изделий из олова. Видеофрагмент «Паяние». Коллекция неметаллов — простых веществ. Видеофрагмент или слайд «Кислород — вещество горения и дыхания». Получение белого фосфора и изучение его свойств. Видеофрагменты и слайды «Аллотропия углерода». Модели кристаллических решёток алмаза и графита. Коллекция «Активированный уголь и области его применения». Горение серы и фосфора. Лабораторные опыты. Ознакомление с коллекцией металлов и сплавов. Ознакомление с коллекцией неметаллов. Глава VII. Сложные вещества 6 Валентность. Валентность как свойство атомов одного химического элемента соединяться со строго определённым числом атомов другого химического элемента. Элементы с постоянной и переменной валентностью. Вывод формулы соединения по валентности. Название соединения по валентности. Оксиды. Оксиды и способ образования их названий. Оксиды молекулярного и немолекулярного строения. Роль оксидов в природе. Парниковый эффект. Представители оксидов. Вода, углекислый газ, оксид кремния(IV), их свойства и применение. Кислоты. Кислоты, их состав и классификация. Кислоты органические и неорганические. Индикаторы. Таблица растворимости. Соляная и серная кислоты, их свойства и применение. Основания. Основания, их состав и названия. Гидроксогруппа. Основания растворимые (щёлочи) и нерастворимые. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде. Гидроксиды натрия, калия и кальция, их свойства и применение. Соли. Соли, их состав и названия. Растворимость солей в воде. Хлорид натрия и карбонат кальция, их свойства и применение. Классификация неорганических веществ. Вещества, их классификация и многообразие. Простые вещества: металлы и неметаллы. Сложные вещества: оксиды, основания, кислоты, соли. Демонстрации. Коллекция оксидов. Гашение извести. Возгонка «сухого льда». Коллекция оснований. Коллекция кислот. Изменение окраски индикаторов в щелочной и кислотной средах. Правило разбавления серной кислоты. Обугливание органических веществ и материалов серной кислотой. Таблица растворимости оснований, кислот и солей в воде. Коллекция солей. Лабораторные опыты. Пропускание выдыхаемого воздуха через известковую воду. Исследование растворов кислот индикаторами. Исследование растворов щелочей индикаторами. 7 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ХИМИИ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Личностные в ценностно-ориентационной сфере — чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность; формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей; в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории; в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью. формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической дея- тельности в жизненных ситуациях; Метапредметные умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 8 умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учеб- ной и познавательной деятельности; умение определять понятия, создавать, обоб- щения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий; формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Предметные В познавательной сфере: давать определения изученных понятий: «химический элемент», «атом», «ион», «молекула», «простые и сложные вещества», «вещество», «химическая формула», «относительная атомная масса», «относительная молекулярная масса», «валентность», «степень окисления», «кристаллическая решетка», «оксиды», «кислоты», «основания», «соли», «амфотерность», «индикатор», «периодический закон», «периодическая таблица», «изотопы», «химическая связь», «электроотрицательность», «химиче9 ская реакция», «химическое уравнение», «генетическая связь», «окисление», «восстановление», «электролитическая диссоциация», «скорость химической реакции»; описать демонстрационные и самостоятельно проведенные химические эксперименты; описывать и различать изученные классы неорганических соединений, простые и сложные вещества, химические реакции; классифицировать изученные объекты и явления; делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных; структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников; моделировать строение атомов элементов 1-3 периодов, строение простых молекул; В ценностно – ориентационной сфере: анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ; В трудовой сфере: проводить химический эксперимент; В сфере безопасности жизнедеятельности: оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием. 10 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 класс (1 ч в неделю, всего 35 ч, из них 1 ч — резервное время) Номера уроков 1—4 1 дата Тема урока Содержание урока Характеристика основных видов деятельности обучающихся (на уровне учебных действий) Предмет химии и методы её изучения (4 ч) 1 четверть 1 – 4 неделя 1 неделя Предмет химии Значение химии в жизни современного человека. Тела и вещества. Свойства веществ. Применение веществ на основе их свойств. Демонстрации. Видеофрагменты и слайды «Египет — родина химии». Коллекция стеклянной химической посуды. Коллекция изделий из алюминия и его сплавов 2 2 неделя Явления, про- Физические явления и исходящие с химические реакции. Вевеществами щества, участвующие в реакции: исходные вещества и продукты реакции. Признаки химических реакций: изменение цвета, выпадение или растворение осадка, выделение газа, выделение или поглощение теплоты и света, появление запаха. 11 Объяснять диалектику взаимоотношений человека и природы, иллюстрировать её примерами. Характеризовать предмет химии. Различать тела и вещества. Характеризовать свойства веществ как их индивидуальные признаки. Устанавливать причинноследственные связи между свойствами веществ и областями их применения. Описывать свойства некоторых веществ по определённому плану с помощью русского (родного) языка Различать физические и химические явления, исходные вещества и продукты реакции. Устанавливать взаимосвязи между химическими явлениями и их признаками. Объяснять признаки химических реакций различиями в ЭЦОР Библиотека ЦОК https://m.edsoo .ru/ff0d210c Библиотека ЦОК https://m.edsoo .ru/ff0d227e 3 3 неделя Демонстрации. Получение углекислого газа и его взаимодействие с известковой водой. Взаимодействие раствора пищевой соды с уксусной кислотой. Взаимодействие растворов медного купороса и нашатырного спирта. Поджигание шерстяной нити Наблюдение и Изучение пламени свечи эксперимент в и спиртовки. Гипотеза и химии вывод. Оформление результатов эксперимента. Лабораторные опыты. Изучение строения пламени свечи и спиртовки 4 4 неделя Практическая работа № 1 Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности при работе в кабинете химии (лаборатории) 12 свойствах реагентов и продуктов Характеризовать основные методы изучения естествознания: наблюдение, гипотезу, эксперимент. Предлагать способы фиксирования результатов эксперимента. Наблюдать за горением свечи и изучать строение пламени. Формулировать правила оптимального нагревания с использованием пламени. Соблюдать правила техники безопасности при работе с нагревательными приборами Работать с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами техники безопасности. Наблюдать за свойствами веществ и явлениями, происходящими с веществами. Описывать химический эксперимент с помощью естественного (русского или родного) языка Библиотека ЦОК https://m.edsoo .ru/ff0d23dc Библиотека ЦОК https://m.edsoo .ru/ff0d26ca 5-6 5 6 5–6 неделя 5 неделя 6 неделя и языка химии. Обобщать результаты наблюдений в форме вывода на основе проведённого эксперимента Строение веществ и их агрегатные состояния (2 ч) Строение ществ ве- Атомы и молекулы. Диффузия. Броуновское движение. Основные положения атомномолекулярного учения. Ионы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Демонстрации. Диффузия перманганата калия в воде. Лабораторные опыты. Наблюдение за броуновским движением (движение частиц туши в воде). Диффузия компонентов дезодоранта в воздухе. Диффузия сахара в воде. Агрегатные со- Газы. Жидкости. Твёрдые стояния ве- вещества. Взаимные пеществ реходы между агрегатными состояниями вещества: возгонка (сублимация) и десублимация, конденсация и испарение, кристаллизация и плавление. Демонстрации. Собирание прибора для получения газа и проверка его на герметичность. Возгонка «сухого льда», иода или нафталина. 7 – 11 7 7 – 11 неделя 7 неделя Объяснять, что такое атомы, молекулы, ионы. Аргументировать реальность существования молекул явлениями диффузии и броуновского движения. Формулировать основные положения атомномолекулярного учения. Различать вещества молекулярного и немолекулярного строения Различать три агрегатных состояния вещества. Устанавливать взаимосвязи между ними на основе взаимных переходов. Иллюстрировать эти переходы примерами. Наблюдать химический эксперимент и делать выводы на основе наблюдений Библиотека ЦОК https://m.edsoo .ru/ff0d28c8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo .ru/ff0d2a6c Лабораторные опыты. Агрегатные состояния воды Смеси веществ, их состав (5 ч) Чистые веще- Чистые вещества и смеси. ства и смеси Гомо- генные и гетерогенные смеси. Газообразные, жидкие и твёрдые 13 Различать вещества и гомогенные рогенные чистые смеси; и гетесмеси; Библиотека ЦОК https://m.edsoo .ru/ff0d2be8 смеси. 8 9 8 неделя 9 неделя Газовые смеси Демонстрации. Различные образцы мрамора. Коллекция минералов и горных пород Воздух — природная газовая смесь. Состав воздуха. Объёмная доля компонента газовой смеси как отношение объёма данного газа к общему объёму смеси. Расчёты с использованием понятия «объёмная доля компонента смеси» Массовая доля Растворы, растворитель и растворённого растворённое вещество. вещества Понятие о концентрации растворённого вещества. Массовая доля растворённого вещества и расчёты с использованием этого понятия. Демонстрации. Видеофрагмент, иллюстрирующий обнаружение объёмной доли кислорода в воздухе 10 10 неделя Практическая работа № 2 Приготовление раствора с определённой массовой долей растворённого вещества 14 газообразные, жидкие и твёрдые смеси. Иллюстрировать различные типы смесей примерами Объяснять, что воздух — природная газовая смесь. Характеризовать объёмную долю компонента газовой смеси и на этой основе — состав воздуха. Проводить расчёты с использованием понятия «объёмная доля компонента смеси» Характеризовать растворы и растворение как физическое явление. Различать растворитель и растворённое вещество. Характеризовать массовую долю растворённого вещества. Проводить расчёты с использованием понятия «массовая доля растворённого вещества» Работать с лабораторным оборудованием и измерительными приборами в соответствии с правилами техники безопасности. Проводить расчёты с использованием понятия «массовая доля растворённого вещества». Наблюдать за свойствами веществ и явлениями, происходящими с ве- Библиотека ЦОК https://m.edsoo .ru/ff0d2a6c Библиотека ЦОК https://m.edsoo .ru/ff0d2d50 Библиотека ЦОК https://m.edsoo .ru/ff0d2eae 11 12 - 14 12 11 неделя 12 – 14 неделя 12 неделя Массовая доля Понятие о техническом примесей образце, об основном компоненте и о примеси. Массовая доля примеси. Расчёты с использованием понятия «массовая доля примесей». ществами. Описывать химический эксперимент с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии. Обобщать результаты наблюдений в форме вывода на основе проведённого эксперимента Устанавливать аналогии между понятиями «массовая доля растворённого вещества» и «массовая доля примесей». Проводить расчёты с использованием понятия «массовая доля примесей». Иллюстрировать степень чистоты веществ примерами Демонстрации. Видеофрагменты и слайды, показывающие мраморные артефакты. Коллекция бытовых, кондитерских и медицинских смесей. Эффект Тиндаля для коллоидных растворов и газовых взвесей. Образцы медицинских и пищевых растворов с указанием массовой доли компонента. Видеофрагменты и изображения изделий из веществ особой чистоты Физические явления в химии (3 ч) Некоторые Разделение смесей на осспособы разде- нове различий в физичеления смесей ских свойствах их компонентов. Отстаивание. Декантация. Центрифугирование. Фильтрование и фильтрат. Установка для фильтрования и правила работы с ней. Бытовые фильтры для воды. Адсорбция. Устройство противогаза. Характеризовать способы разделения смесей на основе различий в физических свойствах их компонентов. Различать отстаивание, декантацию, адсорбцию, фильтрование, центрифугирование. Приводить примеры использования Демонстрации. Разделе- этих способов разние смеси порошков же- деления смесей в 15 Библиотека ЦОК https://m.edsoo .ru/ff0d323c леза и серы. Отстаивание и декантация известкового молока, или взвеси мела в воде. Разделение водной смеси растительного масла с помощью делительной воронки. Центрифугирование (на центрифуге или видеофрагмент). Коллекция слайдов бытовых и промышленных приборов, в которых применяется центрифугирование. Установка для фильтрования и её работа. Коллекция бытовых фильтров. Адсорбция кукурузными палочками паров пахучих веществ. Коллекция повязок и респираторов. 13 - 13 неделя Дистилляция, или перегонка Практическая работа № 3 быту и на производстве. Наблюдать химический эксперимент и делать выводы на основе наблюдений Лабораторные опыты. Флотация серы из смеси с речным песком Дистиллированная вода и Характеризовать её получение. Перегонка перегонку, или динефти. Нефтепродукты. стилляцию. Устанавливать Демонстрации. Установ- взаимосвязи между ка для перегонки жидко- этим способом разстей и её работа (получе- деления смесей и ние дистиллированной его практическим воды). Видеофрагмент значением «Ректификационная колонна нефтеперерабатывающего завода и схема её устройства». Коллекция «Нефть и нефтепродукты» Выращивание кристаллов Конструировать соли (домашний экспе- прибор для выраримент) щивания кристаллов. Самостоятельно проводить эксперимент. Наблюдать за свойствами веществ и явлениями, происходящими с ве16 Библиотека ЦОК https://m.edsoo .ru/ff0d350c Библиотека ЦОК https://m.edsoo .ru/ff0d5230 14 15 - 19 15 14 неделя 15 – 19 неделя 15 неделя ществами. Описывать химический эксперимент с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии. Обобщать результаты наблюдений в форме вывода на основе проведённого эксперимента Практическая Очистка поваренной соли Работать с лабораторным оборудоработа № 4 ванием и нагревательными приборами в соответствии с правилами техники безопасности. Наблюдать за свойствами веществ и явлениями, происходящими с веществами. Описывать химический эксперимент с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии. Обобщать результаты наблюдений в форме вывода на основе проведённого эксперимента Состав веществ. Химические знаки и формулы (5 ч) Химические элементы Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Химический элемент как определённый вид атомов. Химические элементы в природе. Элементный состав планеты Земля и её геологических оболочек. Простые и сложные вещества. Аллотропия и аллотропные модификации. Различать вещества молекулярного и немолекулярного строения. Объяснять, что такое химический элемент. Описывать химический состав литосферы. Характеризовать простые и сложные вещества, аллотроДемонстрации. Ви- пию и аллотропные деофрагменты и слайды модификации 17 Библиотека ЦОК https://m.edsoo .ru/ff0d37fa Библиотека ЦОК https://m.edsoo .ru/ff0d3a16 16 17 18 16 неделя 17 неделя 18 неделя «Элементный состав геологических оболочек Земли». Аллотропия кислорода. Модели (шаростержневые и Стюарта— Бриглеба) молекул различных простых и сложных веществ Химические Химические символы: знаки. Таблица названия и произношехимических ние. Этимологические элементов Д. И. начала названий химичеМенделеева ских элементов. Таблица химических элементов Д. И. Менделеева и её структура: периоды (большие и малые) и группы (главные и побочные подгруппы). Группы щелочных металлов, галогенов, благородных газов. Демонстрации. Таблица химических элементов Д. И. Менделеева (короткопериодный вариант). Портреты Й. Я. Берцелиуса и Д. И. Менделеева Химические Относительные атомная и формулы. молекулярная массы Химические формулы и формульные единицы. Коэффициенты и индексы. Информация, которую несут химические символы и формулы. Относительная атомная масса как величина, показывающая, во сколько раз масса атома данного элемента больше массы атома водорода. Относительная молекулярная масса и её нахождение. Массовая доля элемента в сложном веществе. Дополнительная информация, которую несут химические формулы Повторение и Тестирование, решение обобщение те задач и выполнение 18 Отображать химические элементы с помощью химических знаков (символов). Объяснять этимологические начала названий химических элементов и их отдельных групп. Характеризовать структуру таблицы химических элементов Д. И. Менделеева Отображать состав веществ с помощью формул. Различать коэффициенты и индексы. Характеризовать относительные атомную и молекулярную массы и находить их. Определять информацию, которую несут химические символы и формулы Выполнять тесты и упражнения, решать Библиотека ЦОК https://m.edsoo .ru/ff0d3b88 Библиотека ЦОК https://m.edsoo .ru/ff0d5708 Библиотека ЦОК мы. Подготовка упражнений по теме к контрольной работе 19 20 - 23 20 19 неделя 20 – 23 неделя 20 неделя задачи по теме. Проводить оценку собственных достижений в усвоении темы. Корректировать свои знания в соответствии с планируемым результатом Тестирование, решение Выполнять тесты и Контрольная задач и выполнение упражнения, реработа № 1 «Чистые веще- упражнений по теме шать задачи по тества и смеси. ме. Химическая символика» Простые вещества (4 ч) Металлы Металлы: химические элементы и простые вещества. Металлы и сплавы в истории человечества: медный, бронзовый и железный века. Значение металлов и сплавов. Общие физические свойства металлов. Демонстрации. Коллекция металлов и сплавов. Видеофрагменты и слайды «Металлы и сплавы в истории человечества». 21 21 неделя Лабораторные опыты. Ознакомление с коллекцией металлов и сплавов Представители Железо. Технически чиметаллов стое и химически чистое (урок — уче- железо. Железо — основа ническая кон- современной промышференция) ленности и сельского хозяйства. Сплавы железа: чугуны и стали. Предельный и литейный чугуны, их значение. Углеродистая и легированная стали, их значение. Понятие о чёрной и цветной металлургии. Алюминий. История промышленного производства алюминия. Применение алюминия на 19 Различать металлы — химические элементы и металлы — простые вещества. Характеризовать физические свойства металлов и сплавов. Устанавливать причинноследственные связи между свойствами металлов и сплавов и областями их применения Находить источники информации о выбранном металле и его сплавах, анализировать её, готовить информационный продукт, представлять его, вести дискуссию и корректировать свою позицию по её результатам https://m.edsoo .ru/ff0d3f34 Библиотека ЦОК https://m.edsoo .ru/ff0d40c4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo .ru/ff0d4290 Библиотека ЦОК https://m.edsoo .ru/ff0d448e основе свойств. Золото. Роль золота в истории человечества. Золото — металл ювелиров и эталон мировых де нег. Применение золота на основе свойств. Олово, его свойства и применение. Аллотропия олова: серое и белое олово. «Оловянная чума». 22 23 22 неделя 23 неделя Неметаллы Демонстрации. Коллекция «Чугуны и стали». Видеофрагменты и слайды «Художественные изделия из чугуна и стали». Коллекция изделий из алюминия и его сплавов. Видеофрагменты и слайды «Золото — материал ювелиров и мировые деньги». Коллекция и деталей из олова. Видеофрагмент «Паяние» Положение элементовнеметаллов в таблице Д. И. Менделеева. Благородные газы. Аллотропия кислорода. Сравнение свойств простых веществ металлов и неметаллов. Характеризовать положение элементов-неметаллов в таблице Д. И. Менделеева. Описывать благородные газы. Сравнивать аллотропные модификаДемонстрации. Коллекция неметаллов — ции кислорода, мепростых веществ. таллы и неметаллы Видео фрагмент или слайд «Кислород — вещество горения и дыхания». Лабораторные опыты. Ознакомление с коллекцией неметаллов Представители Фосфор и его аллотропнеметаллов ные модификации. Срав(урок — уче- нение свойств белого и ническая кон- красного фосфора. Облаференция) сти применения фосфора. Сера и области её применения. Углерод, его аллотропные модификации 20 Находить источники информации о выбранном неметалле и его соединениях, анализировать её, готовить информационный продукт, представ- Библиотека ЦОК https://m.edsoo .ru/ff0d4614 Библиотека ЦОК https://m.edsoo .ru/ff0d497a (алмаз и графит), их свойства и применение. Азот, его свойства и применение. 24 - 34 24 25 26 24 – 34 неделя 24 неделя 25 неделя 26 неделя лять его, вести дискуссию и корректировать свою позицию по её результатам Демонстрации. Получение белого фосфора и изучение его свойств. Видеофрагменты и слайды «Аллотропия углерода». Модели кристаллических решёток алмаза и графита. Коллекция «Активированный уголь и области его применения». Горение серы и фосфора Сложные вещества (11 ч) Валентность Оксиды Валентность как свойство атомов одного химического элемента соединяться со строго определённым числом атомов другого химического элемента. Элементы с постоянной и переменной валентностью. Вывод формулы соединения по валентности. Название соединения по валентности Оксиды и способ образования их названий. Оксиды молекулярного и немолекулярного строения. Роль оксидов в природе. Парниковый эффект. Характеризовать валентность и находить её по формуле соединения. Выводить формулы соединения по валентности и давать им названия Объяснять, что такое оксиды. Выводить формулы оксидов и давать им названия. Характеризовать роль оксидов в природе. Демонстрации. Коллекция оксидов. Га- Проводить расчёты шение извести. Возгонка по формулам окси«сухого льда». дов Лабораторные опыты. Пропускание выдыхаемого воздуха через известковую воду Представители Вода, углекислый газ, ок- Находить источоксидов (урок сид кремния(IV), их ники информации о — ученическая свойства и применение выбранном оксиде, конференция) анализировать её, 21 Библиотека ЦОК https://m.edsoo .ru/ff0d4790 Библиотека ЦОК https://m.edsoo .ru/ff0d4c4a Библиотека ЦОК https://m.edsoo .ru/ff0d4ae2 27 27 неделя Кислоты Кислоты, их состав и классификация. Кислоты органические и неорганические. Индикаторы. Таблица растворимости. Демонстрации. Коллекция кислот. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде. Таблица растворимости оснований, кислот и солей в воде. Лабораторные опыты. Исследование растворов кислот индикаторами 28 28 неделя Представители кислот (урок — ученическая конференция) Соляная и серная кислоты, их свойства и применение. Другие минеральные кислоты. Демонстрации. Правило разбавления серной кислоты. Обугливание органических веществ и материалов серной кислотой 29 29 неделя Основания. Представители оснований Основания, их состав и названия. Гидроксогруппа. Основания растворимые (щёлочи) и нерастворимые. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде. Гидроксиды натрия, калия и кальция, их свойства и применение. Демонстрации. Коллекция оснований. Изменение окраски инди22 готовить информационный продукт, представлять его, вести дискуссию и корректировать свою позицию по её результатам Характеризовать кислоты. Различать основность кислоты и валентность кислотного остатка. Классифицировать кислоты по различным основаниям. Распознавать кислоты с помощью индикаторов. Описывать структуру таблицы растворимости. Проводить расчёты по формулам кислот Находить источники информации о выбранной кислоте, анализировать её, готовить информационный продукт, представлять его, вести дискуссию и корректировать свою позицию по её результатам Характеризовать основания. Различать щёлочи. Распознавать основания с помощью индикаторов. Использовать таблицу растворимости для характеристики оснований. Проводить расчёты по формулам оснований. Находить источ- Библиотека ЦОК https://m.edsoo .ru/ff0d4dd0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo .ru/ff0d4dd0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo .ru/ff0d50d2 каторов в щелочной среде. Таблица растворимости оснований, кислот и солей в воде. Лабораторные опыты. Исследование растворов щелочей индикаторами 30 30 неделя Соли Соли, их состав и названия. Растворимость солей в воде. Демонстрации. Коллекция солей. Таблица растворимости оснований, кислот и солей в воде 31 32 33 31 неделя 32 неделя 33 неделя Представители Хлорид натрия и карбосолей нат кальция, их свойства (урок — уче- и применение ническая конференция) Классификация Вещества, их классифинеорганических кация и многообразие. веществ Простые вещества: металлы и неметаллы. Сложные вещества: оксиды, основания, кислоты, соли Контрольная работа № 2 «Основные Основные классы неорганических соединений 23 ники информации о выбранной щёлочи, анализировать её, готовить информационный продукт, представлять его, вести дискуссию и корректировать свою позицию по её результатам Характеризовать соли как продукты замещения водорода в кислоте на металл. Записывать формулы солей по валентности. Называть соли по формулам. Использовать таблицу растворимости для характеристики свойств солей. Проводить расчёты по формулам солей Находить источники информации о выбранной соли, анализировать её, готовить информационный продукт, представлять его, вести дискуссию и корректировать свою позицию по её результатам Выполнять тесты, решать задачи и выполнять упражнения по теме. Проводить оценку собственных достижений в усвоении темы. Корректировать свои знания в соответствии с планируемым результатом Выполнять тесты, решать задачи и выполнять упраж- Библиотека ЦОК https://m.edsoo .ru/ff0d4dd0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo .ru/ff0d4f42 Библиотека ЦОК https://m.edsoo .ru/ff0d542e Библиотека ЦОК https://m.edsoo классы неорганических соединений» 34 35 34 неделя нения по теме. Проводить оценку собственных достижений в усвоении темы. Анализ кон- Подведение итогов учеб- Корректировать трольной рабо- ного года свои знания в соотты. ветствии с планируемым результатом 35 неделя Обобщение Подведение итогов учеб- Обобщать изученРезервное изученного ма- ного года ный материал время териала за 7 класс 24 .ru/ff0d55a0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo .ru/ff0d5708 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 1. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА 1. Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Ахлебинин А.К. Химия. Вводный курс: 7-й класс: учебник/ Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Ахлебинин А.К. – Москва: Просвещение, 2023 2. Иванеско, Колясников, Копачева: Биология. Физика. Химия. 7-9 классы. Сборник задач и упражнений. ФГОС / Иванеско, Колясников, Копачева – Москва: Просвещение, 2021 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 1. Габриелян О. С., Химия 7 класс. Методическое пособие к учебнику О. С. Габриеляна, И. Г. Остроумова, С. А. Сладкова. 2-е издание, стереотипное. «Просвещение», Москва, 2023 2. Использование цифровых лабораторий при обучении химии в средней школе. Издание: Бином. Лаборатория знаний 3. Насонова А. Е., Химия в таблицах 8 – 11 классы. Справочное пособие. Автор – составитель А. Е. Насонова 10 – е издание, стереотипное. Дрофа, Москва 3. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ 1. «Алхимик» - http:/alhimik.ru 2. Библиотека ЦОК - https://lesson.edu.ru/04/08 3. Журнал «1 сентября» - https://1sept.ru/ 4. Журнал «Химия и жизнь» - https://hij.ru/ 5. Инфоурок - https://iu.ru/video-lessons 25 6. Подборка литературы по химии - http://c-books.narod.ru/ 7. Российская электронная школа. - https://resh.edu.ru/ 8. Сборник статей о химических элементах, иллюстрированный описани- ем экспериментов. - http://www.periodictable.ru 26 Контрольная работа № 1 по теме «Чистые вещества и смеси. Химическая символика» Вариант I 1. Последовательность проведения операций для разделения смеси речного песка, порошка серы и соли: 1) выпаривание; 2) растворение; 3) фильтрование; 4) отстаивание; 5) флотирование. 2. К 120 г 3%-ного раствора лимонной кислоты добавили 2 г лимонной кислоты; получился раствор с массовой долей кислоты: 1) 0,5 %; 2) 5 %; 3) 4,6 %; 4) 0,46 %. 3. Установите соответствие между формулой соединения и массовой долей натрия в нём. 27 Контрольная работа № 2 по теме «Основные классы неорганических соединений» Вариант 1 1. Установите соответствие между формулой соли и её названием. 2. Распределите вещества по классам соединений: оксиды, кислоты, основания, соли — и назовите их: NaBr, H3PO4, Ba(OH)2, MgO, HNO3, NaOH, Al2(SO4)3, H2S, CO2, P2O3, Fe2O3, Mg(NO3)2, СaCl2, HCl, N2O5, CuSO4, ZnS. 3. При вливании 50 мл воды к 150 г 15 %-ного раствора соли массовая доля соли в полученном растворе составляет: 1) 1,125 %; 2) 11,25 %; 3) 0,1125 %; 4) 2,5 %. 28