Утверждена Приказом от 11.12. 2023 № 228-ОД ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ МАОУ «Верхнедубровская средняя общеобразовательная школа» на 2024 – 2026 годы пгт. Верхнее Дуброво 2023г. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ на 2024-2026 годы Наименование Программы Программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности МАОУ «Верхнедубровская средняя общеобразовательная школа» на 2024 –2026 годы (далее - Программа) Основание для разработки - Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. № 261Программы ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; - Приказ Минэкономразвития Российской Федерации от 17февраля 2010 г. № 61 «Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»; - Приказ Министерства энергетики Российской Федерации от 30 июня 2014 г. № 398 «Об утверждении требований к форме программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства и муниципального образования, организаций ,осуществляющих регулируемые виды деятельности, отчетности о ходе их реализации»; Постановление Правительства Российской Федерации от 7октября 2019 года № 1289 «О требованиях к снижению государственными (муниципальными) учреждениями сопоставимых условиях суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды»; -Приказ Минэкономразвития России от 15 июля 2020 года № 425 «Об утверждении методических 2 Основные разработчики Программы рекомендации по определению в сопоставимых условиях целевого уровня снижения государственными (муниципальными) учреждениями суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды» - Постановление Правительства Российской Федерации от 23 июня 2020 г. N 914 "О внесении изменений в требования к снижению государственными (муниципальными) учреждениями в сопоставимых условиях суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды" - Постановление Правительства Российской Федерации от 11.02.2021 № 161"Об утверждении требований к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" - Приказ Минэкономразвития России от 09.03.2023 N 158 "О внесении изменений в Методические рекомендации по определению в сопоставимых условиях целевого уровня снижения государственными (муниципальными) учреждениями суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 15 июля 2020 г. N 425" Администрация МАОУ «Верхнедубровская средняя общеобразовательная школа» 3 Исполнители Программы Цели и задачи Программы Сроки и этапы реализации Программы Основные ожидаемые конечные результаты реализации Программы Источники и объемы финансового обеспечения реализации программы Сотрудники, обучающиеся, педагогический коллектив МАОУ «Верхнедубровская средняя общеобразовательная школа» цель Программы - обеспечение рационального использования энергетических ресурсов за счет реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Основные задачи Программы: реализация организационных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности; повышение эффективности системы теплоснабжения; повышение эффективности системы электроснабжения; повышение эффективности системы водоснабжения и водоотведения. сроки реализации Программы: 2024- 2026 гг.; - внедрение принципов энергоэффективности и энергосбережения как основных критериев в управлении имущественным комплексом; - поддержание и развитие системы мониторинга и контроля за рациональным использованием энергетических ресурсов; - повышение качества и надежности системы теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения; совершенствование энергосберегающих технологий, оборудования и материалов; - снижение затрат на оплату энергоресурсов; - повышение эксплуатационной надежности зданий и инженерных коммуникаций; - формирование культуры энергосбережения у обучающихся и сотрудников школы Источниками средств для реализации Программы являются: - средства муниципального бюджета, - внебюджетные средства. Объёмы финансирования, предусмотренные Программой, носят ориентировочный характер и подлежат корректировке при формировании и утверждении бюджета. 4 I. Характеристика проблемы, обоснование необходимости ее решения программным методом В настоящее время затраты на энергетические ресурсы составляют существенную часть расходов организации. В условиях увеличения тарифов и цен на энергоносители их расточительное и не эффективное использование недопустимо. Создание условий для повышения эффективности использования энергетических ресурсов становится одной из приоритетных задач развития организации. В соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в школе с 2011 года реализуется комплекс мер, направленных на рациональное использование топливно-энергетических и водных ресурсов. Программа формируется, разрабатывается и совершенствуется исходя из основных принципов энергосбережения: эффективное и рациональное использование энергетических ресурсов; системность и комплексность проведения мероприятий; планирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности; поддержка и стимулирование энергосбережения. К мерам, обеспечивающим комплексный подход к управлению энергосбережением в школе , относятся: назначение ответственных лиц за проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности; разработка единой программы энергосбережения, внедрение энергосберегающих проектов, контроль за их реализацией. Весомую роль в осуществлении энергетической политики школы играет система мониторинга - анализ эффективности и результативности реализации Программы. Вместе с тем, принимаемые школой меры (правовые, организационные, технические, экономические и др.) в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности требуют дальнейшего развития и совершенствования. Актуальными на сегодняшний день остаются и вопросы воспитания, формирования определенной культуры и этики поведения, направленные на бережливое использование энергоресурсов со стороны пользователей (обучающихся, педагогического коллектива и других сотрудников школы). Основными проблемами, приводящими к нерациональному использованию энергетических ресурсов в организации является: - слабая мотивация работников организации к энергосбережению и повышению энергетической эффективности; - отсутствие системы контроля за рациональным расходованием энергии и воды; - высокий износ основных фондов организации, в том числе зданий, инженерных коммуникаций, электропроводки; - использование оборудования и материалов низкого класса энергетической эффективности; - применение энергоемких технологических процессов. 5 Основными поставщиками энергетических ресурсов и коммунальных услуг бюджетного учреждения является: - электрической энергии – ОАО «Свердловэнерго»; - тепловой энергии – МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство МО «р.п. Верхнее Дуброво»; - воды - МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство МО «р.п. Верхнее Дуброво»; - водоотведения – МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство МО «р.п. Верхнее Дуброво». В организации не используются автономные источники энергосбережения и холодной воды. Организация имеет в собственности следующие здания, строения, сооружения: Таблица 1 Здание Параметр 1 Площадь наружных ограждающих конструкции, кв.м в том числе, кв.м: стен окон и балконных дверей входных дверей и ворот покрытий (совмещенных) перекрытий над техподпольями Этажность здания Кровля тип кровли площадь, кв. м в том числе требующей ремонта, кв.м Кол-во подъездов, ед., в том числе требующих замены, ед. с тамбурами, ед. требующих утепления, ед. Кол-во лифтов, ед. из них с частотно-регулируемым приводом, ед. из них требующих замены/ремонта, ед. Износ здания, строения, сооружения, % фактический физический Удельная тепловая характеристика здания, строения, сооружения за отчетный (базовый) год (Вт/куб.м Cº) фактическая расчетно-нормативная 2 5538,8 2513,5 961,3 40,19 1011,9 1011,9 3 Мягкая кровля 1011,9 0 0 2 3 0 1 65 65 0,2 0,384 Средний фактический и физический износ здания организации составляет соответственно 65%. Общая площадь помещений организации составляет 4150,5 кв.м, в том числе отапливаемая 4150,5 кв.м. 6 II. Цель и задачи программы Цель Программы - обеспечение эффективного и рационального использования энергетических ресурсов в школе. Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи: 1) обеспечение организационных мер, направленных на повышение энергетической эффективности школы, формирование энергосберегающего поведения у обучающихся, сотрудников и педагогического коллектива школы; 2) реализация технических и технологических мероприятий по энерго сбережению. III. Система программных мероприятий № п/п Наименование программного мероприятия Срок исполнения 1 2 3 Предполагаемые объемы финансирования по годам (тыс. рублей) Всего 2024 2025 2026 4 5 6 7 1. Обеспечение организационных мер, направленных на повешение энергетической эффективности университета, формирование энергосберегающего поведения у обучающихся, сотрудников и педагогов ежегодно 30 10 10 10 1.1 Повышение квалификации лиц, ответственных за эксплуатацию зданий и сооружений ежемесячно 1.2 Инвентаризация, контроль за техобслуживанием и своевременной заменой/поверкой приборов учета энергоресурсов, установленных в школе 1 раз в год 1.3 Проведение инструктажей по методам энергосбережения 2 раза в год 1.4 Размещение информации по вопросам энерго-эффективности на официальном сайте школы постоянно 1.5 Соблюдение требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг, которые закупаются для нужд школы 2. Реализация технических и технологических мероприятий по энергосбережению 2.1 Энергосбережение в системе электросетевого хозяйства Плановая замена/поверка приборов учета/ По мере 10 10 2.1.1 замена вышедших из строя приборов необходимости учета. Про проведении 2,5 2,5 2.1.2 Установка датчиков движения/присутствия для ремонта автоматического включения/отключения освещения (санузлы в спортзале) 2 раза в год 2.1.3 Регулярная очистка светильников и окон 2.1.4 Техническое обслуживание лифта 2.2.1 2.2.2 2.2.3 1 раз в год 7,5 2.2 Энергосбережение в системе отопления Плановая замена/поверка приборов учета/ По мере 10 замена вышедших из строя приборов необходимости учета. Проведение своевременной помывки, При подготовке к очистки системы отопления учебному году Установка энергосберегающих входных При подготовке к 10 дверей, утепление дверей, оснащение учебному году 2,5 2,5 2,5 10 - - - - - 10 - - 7 дверей доводчиками 2.2.4 Повышение тепловой защиты зданий, - - 2.2.5 - - - - - - - - 2,0 2,0 17,0 17,0 2.3.1 2.3.2 2.3.3 2.3.4 При проведении строений, сооружений при капитальном ремонта ремонте, утепление подвальных перекрытий, продухов Реконструкция системы отопления При проведении (трубопроводы, батареи) по школе ремонта 2.3 Энергосбережение в системе водоснабжения и водоотведения Плановая замена/поверка приборов учета/ По мере замена вышедших из строя приборов необходимости учета. Техническое обслуживание системы При проведении водоснабжения и канализации, ремонта оперативный ремонт аварийных участков и устранение протечек Реконструкция водопроводных и При проведении канализационных сетей, замена ремонта изношенного оборудования Применение экономичной водоразборной При проведении 6,0 2,0 аппаратуры ХВС, замена унитазов ремонта ИТОГО: 76,0 42,0 IV. Ожидаемые результаты реализации Программы Реализация Программы будет способствовать: - внедрению принципов энергоэффективности и энергосбережения как основных критериев в управлении имущественным комплексом; - поддержанию и развитию системы мониторинга и контроля за рациональным использованием энергетических ресурсов; - повышению качества и надежности системы теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения; - совершенствованию энергосберегающих технологий, оборудования и материалов; - снижению затрат на оплату энергоресурсов; - повышению эксплуатационной надежности зданий и инженерных коммуникаций; - формированию культуры энергосбережения у обучающихся, педагогического коллектива и сотрудников школы . Оценка эффективности реализации Программы производится на основе целевых показателей, позволяющих оценить ход реализации Программы по годам. V. Целевые показатели Программы В соответствии с Методическими рекомендациями, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 15 июля 2020 года № 425, по тепловой энергии и электроэнергии установлен целевой уровень экономии на 3 года 6 %. Целевой уровень снижения потребления ресурсов в первый, второй и третий год трехлетнего периода распределен в соотношении 25 %,50% и 100 % достижения целевого уровня снижения потребления ресурсов на трехлетний период соответственно. Целевые 8 показатели могут быть пересмотрены и уточнены после проведения энергетического обследования, значительного отклонения фактических показателей от плановых в результате проведенных мероприятий по энергосбережению, получения новых методических рекомендаций. №п/п 1 2 3 Наименование показателя(ед.измерения) 2022г. (факт) Потребление электроэнергии (тыс.Квт/час) Потребление тепла (Гкал) Потребление воды (м3) Плановые значения целевых показателей 2024 г. 2025г. 2026г. 156,139 156,0 155,0 154,0 541,8 1654 541,0 1650 540,0 1645 539,0 1640 9