Авторемонтный завод

14.06.2025

История авторемонтного завода неразрывно связана с историей становления поселка Верхнее Дуброво и его жилым микрорайоном в народе называемым «Лесхозом». Этот микрорайон исторически сложился на месте, где находилось здание кордона. Здание было двухэтажным. В этом здании располагалось Косулинское лесничество.

К исполнению обязанностей лесничего Косулинского лесничества постановлением и.о. Главного Начальника Уральских заводов от 20 января 1917 г. назначен губернский секретарь Семен Иванович Варламов с вольного найма. С этого момента и начались лесозаготовки.

Растущая промышленность Урала требовала большого количества строительных материалов, в частности леса. В 1930 году был организован леспромхоз с мехлеспунктом и участками для лесозаготовок.

 С этого же времени начинается строительство домов и в поселке-выселке. Дома строили из леса или засыпные («засыпушки»), так образовались и постепенно застроились улицы Нагорная, Рабочая, Трудовая и Линейная.

В механических мастерских мехлеспункта были участки по ремонту передвижных электростанций, бензопил «Вакооп» К-5, газогенера торных автомашин ЗИС-21 и газогенераторных трелевочных тракторов КТ-12, столярный участок, кузница. Мастерские располагались в трех разрозненных одноэтажных деревянных строениях. Был конный двор.

Салихов А.С. в 1936 году как лучший рабочий ездил на Всероссийский съезд в Кремле, слушал тов. И.В. Сталина. В 1939 – 1940 годы он был первым председателем поселкового совета, а когда началась война, снова взялся за рычаги трактора и возил прицепы с лесом. Работники леспромхоза  во время войны,  работая в тылу, внесли свой вклад в разгром фашистских захватчиков. Многие награждены медалями за работу в тылу и Юбилейными медалями Победы в ВОв.

Многие из рабочих леспромхоза были призваны на фронт и после войны героями вернулись обратно в леспромхоз.

В 1947 году на месте ремонтных мастерских мехлеспункта были образованы «Центральные механические мастерские треста Химлесзаг» по

ремонту машин и механизмов лесной промышленности с переводом всех

работающих. Часть оборудования для оснащения мастерских перевозится из

Калининграда (г. Кёнигсберг), где ликвидируются леспромхозы и ремонтные мастерские.

В январе 1959 года ЦРММ преобразовывается в Косулинский авторемонтный завод и переходит в подчинение Управлению автомобильного транспорта Свердловского СНХ. Хочу такой сайт

Завод продолжает работать в тех же условиях, выпускает ту же продукцию, а также осваивает ремонт автомашин ЗИС-5, Урал-355М, которые на долгие годы остаются его основной продукцией. Рабочие и весь производственный персонал были переведены по акту.

Позднее стало ясно, что прежних производственных площадей стало недостаточно и началось строительство новых корпусов. За период с 1959 по 1965 года завод осваивает ремонт автомашин ЗИС-150, самосвалов ЗИЛ-585, автомашин повышенной проходимости ЗИЛ-157, а с 1965 года приступает к ремонту только автомашин Уральского автомобильного завода: ЗИЛ-355М, двигателей УРАЛ-353 и ЗИЛ-120. Во второй половине 1971 года завод вошёл на правах филиала в производственное объединение «Свердловскавторемонт». С 1965 по 1976 года проведена реконструкция завода,  введены в строй кузнечный участок, компрессорная станция, производительностью 10 м2 сжатого воздуха в минуту, что позволило внедрить пневмоинструмент и значительно сократить долю ручного труда. Внедрены в эксплуатацию заготовительный участок, материально-технический склад, производственный корпус.

В 1980 году заключается договор с объединением  «КАМАЗ» (г. Набережные Челны) на капитальный ремонт двигателей КАМАЗ. Заключение договора на капитальный ремонт с крупнейшим производителем автомобилей в стране дало новый толчок в развитии предприятия.

  Слаженный коллектив, приобретённый опыт в ремонте техники позволил в кратчайшие сроки освоить ремонт двигателей КАМАЗ. За эти годы производится значительная работа по благоустройству территории завода, улучшился и быт рабочих завода.

Построен новый клуб завода, проложены водопроводные и канализационные сети, спортивный зал площадью 500м2. 1967 году построен детский сад «Жаворонок».  В 1975 году заложен 70-квартирный жилой дом по улице Клубной, который был сдан в 1983 г. Велось строительство жилого дома по улице Школьной. 

На заводе была развита художественная самодеятельность, с концертами выступал заводской хор. Художественной самодеятельностью руководила директор клуба Брюховецкая А.Р. В клубе проводились новогодние ёлки с новогодним представлением, работал кинопрокат, проводились дискотеки. Участники художественной самодеятельности так же выезжали с концертами в соседние населенные пункты.

Завод по результатам производственных показателей был всегда в числе передовых в объединении. В начале 90-х годов начались проектные работы по реконструкции завода.

На стадии проектирования на заводе под руководством гл.инженера Козлова Н.В. начались работы по подготовке производства к увеличению объёма работ. Была произведена реконструкция разборо-моечного участка с установкой конвейера для мойки деталей двигателя.

Коллектив предприятия был готов к решению поставленных задач по увеличению объёмов производства.

Жители посёлка помнят людей прошедших ВОв и вернувшихся на предприятие. Помнят и хранят в памяти имена людей, отдавших все свои знания и силы заводу.



Обзорная экскурсия про Верхнее Дуброво от ученика Верхнедубровской школы Коллонтаева Глеба

Посмотреть экскурсию
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».